Регинхейд
Я возленюсь это собирать ещё раз, так что... ТАБЕЛЬ О СКАНДИНАВСКИХ РАНГАХ


КОНУНГ


Ко́нунг (прагерм. *kuningaz, др.-сканд. konungr, др.-англ. cyning) —древнескандинавский термин для обозначения верховного правителя.
Положение конунгов являлось наследственным, но для того, чтобы вступить на престол, ему требовалось одобрение народа. Все сыновья и люди достаточного происхождения могли добиваться титула конунга.
Функции конунга: судебная, военная, жреческая.
Как видно из Песни о Риге, конунги вышли из среды ярлов. Их появление связано с процессом образования национальных государств. Так как эти новые государственные образования появлялись в ходе борьбы ярлов за верховенство, то чем больше укрупнялось государство, тем больше возвышался один ярл над всеми остальными. В результате ярлы из верховных и самостоятельных правителей превратились в вассалов конунгов и их наместников.
В период до принятия христианства конунг исполнял три функции: судебную в ходе тинга; военную во время войны; жреческую во время жертвоприношений.
Положение конунгов являлось наследственным, но для того, чтобы вступить на престол, ему требовалось одобрение народа. Все сыновья и люди достаточного происхождения могли добиваться титула конунга. Это обстоятельство нередко приводило к двоевластию, когда два брата одновременно становились конунгами.
В ранний период конунгу принадлежал один или несколько кораблей, дружина (др.-сканд. drótt) и обширный земельный надел — вотчина. Последнее нередко становилось причиной феодальных междоусобиц. В некоторых случаях конунг не имел земельных владений и вел странствующий образ жизни на корабле — таких конунгов называли сэконунгами (морскими конунгами).
В качестве жреца, конунг просил одобрения своих действий богами. Также конунг руководил блотом (др.-сканд. blót — принятый в скандинавском язычестве обряджертвоприношения) в важных общественных местах, таких как Храме Уппсалы. Отказ от этой обязанности мог стоить конунгу власти. Так случилось, например, с Хаконом Добрым, пытавшимся навязать христианство соплеменникам, а также с Анундом Гордске, из-за христианских убеждений отказавшийся участвовать в блоте и низложенный в 1070 году.
В голодные годы, можно было принести конунга в жертву, чтобы улучшить посевы.
Хорошего конунга могли после смерти расчленить и захоронить в разных частях страны, чтобы добиться хороших урожаев и дальше.

Сэконунг (морской конунг)– ярл добившийся признания себя конунгом, имеющий хирд (дружину), боевые корабли, но не имеющий при этом земельного надела.

ЯРЛ


Ярл (др.-сканд. Jarl) — высший титул в иерархии в средневековой Скандинавии, а также само сословие знати. Первоначально означал племенного вождя, позже стал означать титул верховного правителя страны. После появления национальных государств, ярлы стали доверенными лицами конунга и осуществляли его власть на местах.
Положение: наследственно, но не обязательно. Если тебя признали ярлом достаточное количество воинов – то ты ярл, вне зависимости от того, в семье какого свободного человека родился.
Описание порядков, установленных Харальдом Прекрасноволосым, частично раскрывает положение ярлов в поздний период в Норвегии:
«Он сажал в каждом фюльке ярла, который должен был поддерживать закон и порядок и собирать взыски и подати. Ярл должен был брать треть налогов и податей на свое содержание и расходы. Каждый ярл имеет четыре или более хэрсира под собой, и каждый из них будет получать 20 марок в качестве награды. Каждый ярл должен выставить 60 мужчин в войско конунга, каждый хэрсир 20 мужчин» (с)

ХЭРСИР


Хэ́рсир (др.-сканд. hærsiʀ или hersir, нем. herse) — древненорвежский наследуемый дворянский титул. Имел хождение лишь на западном побережье Норвегии.
Одновременно являлся политическим, военным и религиозным лидером той области, которой принадлежал. Хэрсир мог вести за собой целую армию, и само его существование связано с викингскими рейдами.
С закатом эпохи рейдов, произошла смена элиты. Основу нового правящего класса составила богатая фермерская аристократия, а центр власти сместился в сторону крупных землевладельцев.
Позднее был вытеснен понятием лендрман, а еще позже заменен термином сюслуман.

ЛЕНДРМАН


Лендрман (др.-сканд. lendrmaðr) – титул главы округа.
Согласно Саге об Эгиле сыне Скаллагрима, этот титул жалует Конунг, вместе с округом. Наследуется, пока конунг не решил передать округ в управление иному.
Функции: сбор налогов, дани, установление законов, военная защита.

СЮСЛУМАН


Сюслуман (др.-сканд. Sýslumaðr), сюсселманн (норв. Sysselmann) — должность, ранее титул главы сюслы.
Сюсла (исл. sýsla, дат. syssel) — единица административного деления в средневековой Скандинавии, эквивалентная округу. Главой сюслы был сюслуман, что в общих чертах соответствует английскому понятию шериф.
Сюслуманы заменили лендрманов (др.-сканд. lendrmaðr) по значимости в феодальной иерархии средневековой Скандинавии. В средние века сюслуманам получал в правление этот феод, где собирал дань, налоги и штрафы, устанавливал законы и осуществлял военную защиту. Он также вершил правосудие и определял членов судебных коллегий. Сюслуманы обычно имели большую военную свиту, но эта практика была прекращена в 1550 году, когда датский король послал армию разоружить исландцев, чтобы предотвратить восстания и беспорядки.

ХЁВДИНГ


Хёвдинг одновременно являлся политическим, военным и религиозным лидером.
Хёвдинг избирался, а титул не наследовался.
От вышеупомянутых отличается невозможностью наследовать титул. И масштабом. Сажем, любой племенной вождь может быть назван «хёвдингом», но только очень крупный и наделённый землёй будет хэрсиром.
В Саге об Ингваре Путешественнике упоминается Аки — один из шведских хёвдингов, сватавшийся к дочери Эрика Победоносного. «Конунгу показалось унизительным выдать свою дочь замуж за человека незнатного происхождения», и хёвдинг получил отказ. Он взял её силой, убив её мужа, за что позже поплатился жизнью.

ГОДИ


Годи (др.-сканд. goði, мн.ч. goðar), Хофгоди — древнескандинавский термин (преимущественно древнеисландский) для обозначения общинного вождя или лидера, совмещавшего в себе административные, судебные и религиозные функции.
Женским аналогом термина являлся термин гидья или гюдья (gyðja).
Аналог - избираемый староста.

ХУСКАРЛ


Хускерл, или хускарл (старонорвежск.: huskarl; англ. housecarl) — воин из личной охраны господина. Хускарлом мог зваться как стражник конунга, так и человек из охраны лендрмана. В обоих случаях хускарл приносил клятву верности своему господину и жил вместе с ним.

ХИРДМАН


Хирдман - дружинник — др.-сканд. Hirðmenn. Первоначально синонимичен хускарлу.

ХОЛЬДАР


Хольдары (др.-сканд. hauldr, др.-англ. holdas) или одальсбонды (др.-сканд. odalsbondi) – мелкие и средние землевладельцы, но при этом полноправные и заслуженные участники военных походов.
Выше по социальной лестнице, чем бонды. Основное отличие хольдаров от простых бондов заключалось в их наследственном праве на землю. Право хольдара не могло быть узурпировано ни ярлом, ни даже конунгом.

БОНД


Карл (др.-сканд. karl) или Бонд (др.-сканд. bóndi) — свободный человек вскандинавских странах в раннее Средневековье, владевший своим хозяйством и не имевший отношения к знати. Сословие карлов включало в себя широкий спектр людей от нищих крестьян до состоятельных и влиятельных землевладельцев.
читать о бондах подробнее
Бонды являются разновидностью карлов. Несмотря на то, что бонды могли быть моряками, викингами, охотниками и торговцами, в целом они оставались фермерами и основным их занятием являлось разведение скота и выращивание зерна. Из-за периодического отсутствия, как то по причине участия в рейде или лейданге, бондам требовалась помощь в обработке своих ферм, для чего использовались как другие карлы, так и трэллы.
Хотя в теории и предполагается, что каждый бонд владел своей собственной фермой, часто молодые люди жили совместно с родителями, при этом сохраняя статус бонда.
Бонды обладали всей широтой свободы гражданских прав: они могли затевать судебные процессы и свидетельствовать в ходе них, выносить вердикты, участвовать в тингах и голосовать по всем вопросам, включая выборы конунга, участвовать в религиозных церемониях. Представители данного сословия имели право носить оружие (за исключением свеев, которым, по свидетельству Тацита, оружие выдавалось лишь в случае внешнего вторжения), служить в лейданге и скипрейде.
Бонды (за исключением живших в отдельных районах Дании) не находились в подчинении феодала и считались лично свободными на протяжении всего Средневековья. В некоторых странах вергельд за бонда был такой же, как и за знатного человека и, например, в Вэдморе, западная Англия, он равнялся восьми полумаркам чистого золота.(с)

ЛЭЙСИНГ


Трэлл мог стать лейсингом (вольноотпущенником) (др.-сканд. leysingi) также четырьмя путями: выкупив себя; будучи выкупленным третьими лицами; получив свободу в дар от своего господина (как правило, за долгую и преданную службу); убив внешнего врага на поле боя. Господин мог освободить трэлла в любое время или по завещанию.
Получение трэллом свободы носило форму инициации, так как трэлл фактически не существовал как человек для закона и не имел прав и обязанностей гражданина. В большей части Скандинавии трэлл усыновлялся своим господином. В Исландии вольноотпущенник «вводился в закон» (др.-сканд. lögleiddr).
Согласно порядку, когда трэлл заявлял о своем намерении освободиться, он должен был сначала уплатить половину своего выкупа. Оставшуюся часть выкупа он выплачивал во время церемонии, получившей название «пир свободы» (др.-сканд. frelsis-öl, дословно «эль свободной шеи»). Закон устанавливал сумму первоначально взноса в шесть унций серебра, взвешенных в присутствии минимум шести свидетелей[6]. Вслед за предоплатой следовало устроить пир с обязательным креплёным элем. На пир официально приглашался бывший хозяин трэлла, которому полагалось почётное место. В начале пира на овцу надевали ошейник трэлла, и последний приносил овцу в жертву, отрезая ей голову, а господин снимал с шеи животного ошейник и принимал оставшуюся часть выкупа. Таким образом трэлл символически убивал свое старое асоциальное «Я», а хозяин снимал с этого «Я» символ рабства. После обряда начинался пир, где трэлл прислуживал своему господину в последний раз.
Однако, даже освободившись, бывший трэлл занимал лишь промежуточное место в социальной системе между трэллами и карлами, вергельд за него платили вдвое меньший, чем за свободного гражданина. Вольноотпущенник оставался под полным патронажем своего бывшего владельца. На все юридически значимые действия (такие, например, как: открытие собственного дела, женитьба, смена места жительства) ему требовалось согласие своего патрона. Голосовал вольноотпущенник также в соответствии с волей патрона. Все выигранные в судебных спорах деньги он должен был делить с патроном поровну. В случае если вольноотпущенник не оставлял наследников, патрон наследовал его имущество, но и в случае с наследниками патрон получал часть имущества. В обмен патрон предоставлял лейсингу поддержку (в том числе и финансовую), совет и юридическую защиту. Нарушившие правила опеки могли быть вновь обращены в трэллов за «недостаток благодарности» и возвращены бывшему хозяину. Лишь через два поколения связь с бывшими хозяевами терялась, и человек становился полностью свободным. В некоторых случая трэлл мог получить полную свободу, сразу уплатив больший выкуп, чем того требовали правила

ТРЭЛЛ


Трэлл (др.-сканд. þræll) — термин, использовавшийся в скандинавском обществе в эпоху викингов для определения социального статуса человека как раба. Трэллы были низшим сословием и использовалось в качестве домработников, разнорабочих и для сексуальных утех.
Женщины-рабыни назывались тир (др.-сканд. þír) или амбатт (др.-сканд. ambatt) и относились к тому же сословию трэллов. Понятия: пленение в рабство, состояние пребывания в рабстве и название самого сословия рабов имели корень трэлл.
Отличительной чертой трэлла были ошейник и коротко стриженые волосы (тирам запрещалось носить волосы ниже платка). Одеждой трэллу служила длинная рубашка из неокрашенной домотканой пряжи.
Как правило, трэллов использовали в качестве надомных рабочих и разнорабочих. Им поручалась наиболее неквалифицированная и тяжелая работа. Тиры использовались дома: стирка, готовка, уборка, взбивание масла, помол зерна и соли и так далее. Иногда тиры использовались в качестве сексуального объекта, няни или персональной горничной. Трэллам доставалось хозяйство: строительство, удобрение полей, выпас скота, добыча торфа и так далее.
Человек становился трэллом четырьмя путями: добровольно по причине голода; в счет долга и до момента его оплаты; оказавшись захваченным и проданным; родившись в семье трэлла. Первый вариант считался самым позорным и был запрещён в числе первых, хотя это и мало повлияло на приток трэллов, так как основным их источником служили рейды.
Скандинавы были весьма «демократичны» в отношении трэллов, не обращая внимания на национальность или религиозную принадлежность раба. Так, норвежцы захватывали шведов, шведы — финнов, исландцы — славян и так далее. С христианизацией исключение стали делать лишь для христиан.
Юридически не делалось никаких различий между трэллом, рождённым таковым, и вновь обращённым. Ребенок считался трэллом только если он родился от тир, независимо от социального статуса его отца. Если ребенок рождался от свободной женщины, то он считался свободным, даже если его отец был трэллом. Рожденные трэллом иногда назывались фострэ (fostre), то есть подопечный или приёмыш.
Существовало несколько законов, регулировавших положение трэллов. Согласно закону, трэлл не существовал как личность и являлся имуществом своего господина, который мог распоряжаться его жизнью. Исключение составляли лишь дни официально объявленных празднеств, когда за убийство своего раба хозяина наказывали ссылкой. За незаконное убийство чужого трэлла полагалось выплатить денежную компенсацию его владельцу, аналогично тому, как это делалось бы за убийство коровы или свиньи. Трэллов могли принести в жертву на похоронах вождя или, например, в рамках фестиваля коммун. Тем не менее, непризнание законом раба за человека имело для трэлла и положительные моменты. Так, если трэлл совершал кражу вместе со свободным гражданином, вся тяжесть ответственности ложилась на последнего.
Однако и владельцы трэллов несли обязанности в отношении последних. Так, хозяин должен был предоставить медицинскую помощь трэллу в случае, если он получал травму при выполнении своих обязанностей. Также существуют примеры, когда свободные граждане вступались за трэллов. Так, в 1043 году Халльвард Вебьёрссон вступился за тир перед мужчиной, обвинившим её в воровстве. И хотя результат был плачевным (их обоих убили), Халльвард был канонизирован католической церковью как защитник невинных и небесный покровитель Осло.
Как правило, трэлл не мог свидетельствовать на суде, состоять в браке, их дети принадлежали господину (за исключением случаев союза со свободной женщиной). Им также не разрешалось носить оружие, за исключением случая участия в войне против иноземных захватчиков. Трэлл не имел собственного имущества (поэтому штрафные санкции для них заменялись телесными наказаниями), хотя иногда хозяин выделял трэллу участок земли, все плоды с которого поступали в личное распоряжение трэлла. Также трэллам дозволялось продавать произведенные ими в свободное время предметы и торговать на ярмарках. Единственным ограничением являлось сумма транзакций — менее одного ортуга (др.-сканд. ortug), суммы в 1/3 унции серебра. Нередко трэлл за свою преданность становился и управляющим хозяйских владений. Однако основной его целью было выкупить себя.

БРЮТ


Брют (др.-сканд. bryti) — в Скандинавии во времена переселения народов и эпохи викингов наименование трэлла, получавшего высокое положение в хозяйстве. Он обладал административными и контрольными функциями, осуществляли надсмотр за остальными трэллами и прочим хозяйством. Женским аналогом являлась дэжа.
В период с 1000 по 1200 годы термин использовался как «управляющий» (который управлял имуществом от имени третьих лиц), в том числе и вассалы конунга, а иногда и приравнивался к понятию ярл.
В период позднего средневековья мог означать свободного фермера, работающего по договору на лендлорда.

ДЭЖА


Дэжа (др.-сканд. deja) — в Скандинавии в раннем периоде железного века означал рабыню. Позднее во времена переселения народов и эпохи викингов термин использовался для обозначения амбатт, занимавшей высокое положение в хозяйстве и выполнявшей обязанности горничной.


Не, ни на что не претендую. Источник - в основном Вики, и на форе собирала для личного удобства))

@темы: справочник